Знакомство с Грузией

О поездке в Грузию я мечтала уже давно. Наверное, сказывалась любовь к Кавказу, которая у меня родилась в детстве, когда я проводила летние каникулы в Пятигорске. Если побывал в горах, то так туда и будет тянуть всю жизнь. Даже море не совсем то.. по крайней мере для меня.. Я не могу представить, как тяжело тем людям, которые родились и выросли  на Кавказе, и потом переехали в шумный, пыльный мегаполис, в Москву, например.

Знакомство с гостеприимной Грузией. Часть 1. Тбилиси

Мое знакомство с  Грузией, возможно, состоялось бы и раньше, но мой супруг большой любитель Европы. Я тоже, конечно, люблю красоту и уют Европы, но во всем нужно разнообразие. В какой-то момент во мне поселился страх, что Грузию мы не посетим, пока не объедем каждый уголок Европы, но, к счастью, все сложилось.

Путешествуем мы везде сами, не по путевке. Поэтому чувствуем себя вольными птицами и составляем свой маршрут исключительно из своих собственных пожеланий и предпочтений.

Наше знакомство с Грузией началось со столицы – со славного города Тбилиси. Самолет из Москвы прилетает в Тбилиси поздно вечером. Грузинское гостеприимство начинается уже на борту самолета в виде приятного красного или белого вина. По прибытии нас уже ждал таксист, которого нам любезно вызвал наш отель по нашей просьбе. С таксистами в Тбилиси проблем нет. У меня сложилось впечатление, что желающих отвезти Вас куда угодно и когда угодно можно найти всегда. Но скорее всего, если бы мы договаривались с такси уже в аэропорту, получилось бы дороже. Из наших наблюдений – таксисты в Грузии все очень разговорчивые, как правило, доброжелательные, все были в наших родных краях – в Самаре или в Тольятти, и все с большой любовью всегда отзываются о своей стране. Каждый таксист из Тбилиси с большой горечью рассказывал нам о наводнении, которое оказалось большим несчастьем для тбилисского зоопарка. По дороге до отеля наш таксист прокатил нас по ночному Тбилиси. Ночной Тбилиси не хуже дневного, а может в чем-то даже красивее. Очень большое внимание уделено вечерней иллюминации, подсвечивается практически каждое здание в центре. К сожалению, нет фотографий, которые бы передавали всю красоту ночного города. Вечерне-ночную прогулку по Тбилиси настоятельно рекомендую.

Старый Тбилиси

Раз я уже упоминала о нашем отеле, остановлюсь на нем поподробнее. Отель называется «Панорама». Название полностью оправдано – вид с нашего балкона был просто шикарный. Честно говоря, Тбилиси весь одна сплошная панорама. Но с нашего балкона, на мой взгляд, открывалась чуть ли не лучшая. Персонал приветливый. С утра завтрак приносят прямо в номер. Все чисто, уютно, и цена тоже приятная. Мы были достаточно суетными гостями. Зная нашу слабость к сувенирам, интерьерным штучкам с национальным характером  и вообще к местной национальной продукции, и зная, что этого добра в Грузии более чем достаточно, мы взяли с собой два больших чемодана, а в чемоданы еще и положили маленький чемодан и рюкзаки, чтобы уж ни в чем себе не отказывать. В связи с тем, что маршрут у нас был достаточно обширный, но вылет домой был запланирован также из Тбилиси, нам было очень удобно оставить один из чемоданов (который к слову, начиная где-то с середины путешествия, был уже неприподъемный из-за купленного вина, многочисленных кувшинов, кеци и т.п.) в Тбилисском отеле на время поездок в другие города. За это отелю «Панорама» больше спасибо!

По Тбилиси приятно просто гулять, без особого маршрута, заглядывая в узкие улочки, отдыхая в небольших домашних кафешках за бокалом вкуснейшего вина, засматриваясь на многочисленные балкончики и древние храмы.

Центр Тбилиси мы обошли весь вдоль и поперек.

Обязательным к посещению для нас был блошиный рынок рядом с Сухим мостом. Блошиные рынки наша с мужем любовь. Именно там можно купить вещицу, которая лучше всего передает дух страны. Блошиный рынок Тбилиси нас порадовал. Там столько картин, валеных игрушек, вязанных и глиняных изделий, красивейшей посуды.

В Тбилиси есть очень необычный парк, называется Рике, он находится как раз рядом со знаменитым современным мостом через реку Куру, который вызывает столько неоднозначных эмоций у местных жителей. Парк тоже, честно говоря, на мой взгляд, неоднозначный. Отличается он от традиционных представлений о парках тем, что в нем нет деревьев. Я люблю много зелени, и мне отсутствие деревьев не понравилось. И конечно печалит гигантская заброшенная постройка концертного зала, которого так и не ввели в  А в остальном парк очень современный, чистый, все кустики, газоны подстрижены.

Знакомство с гостеприимной солнечной Грузией. Часть 2. Кахетия и Мцхета

В предыдущей части я рассказала про мои впечатления от Тбилиси.

Остановлюсь подробнее на нашем маршруте по Грузии. Мы прилетели в Тбилиси,  разместились там в гостинице, несколько дней по нашему плану было полностью посвящено столице Грузии, несколько дней отдано на однодневные поездки на небольшие расстояния с возвращением на ночёвку в Тбилиси, на пару дней с ночёвкой мы ездили в Казбеги и на 4 дня ездили к морю в Батуми, и в конце вернулись в Тбилиси, чтобы оттуда улететь домой в Россию.

В этой части остановлюсь на наших однодневных поездках – в Кахетию и Мцхету.

Все знают, что Грузия и вино неотделимы. Пока не побываешь в Грузии, кажется, что грузины просто много пьют вина. Но после ее посещения понимаешь, что они пьют его вместо воды. Нет, не подумайте, что все грузины все время пьяные. Наверно из-за вкусной еды и свежего чистого воздуха алкоголь не задерживается в голове. От вина только хорошее настроение, легкость в теле и радость всем проявлениям жизни. Вином и природой, на мой взгляд, объясняется такой жизнерадостный и гостеприимный национальный характер, который мне очень симпатичен.

Центр виноделия Грузии – регион Кахетия.

Вино мы с супругом полюбили относительно недавно. Но в Грузии эта любовь стала гораздо крепче и теперь, видимо, навсегда с нами.

В Кахетию мы ездили в группе с экскурсией. Туда можно съездить и самим, но мы решили не заморачиваться. Цена экскурсии была невысокая, автобус комфортабельный, экскурсовод рассказывала интересно, и сам экскурсионный маршрут полностью нас устраивал.

Монастырь Святой Нино в Бодбе

Первая остановка – монастырский комплекс Святой Нино, построенный на месте ее захоронения. Очень красивое место. Вся территория очень ухоженная и зеленая. За церковью на территории монастыря открывается прекрасный вид на Алазанскую долину. В такие места просто необходимо ездить всем, потому что в этой необычайной божественной атмосфере в сердце наступает покой, вся суета отходит на второй план, а невесомая тишина, кажется, лечит все болячки и гонит прочь тревоги.

Погуляв по территории монастыря, мы поехали дальше. Следующая остановка – город Сигнахи. Симпатичный грузинский городок, обнесенный крепостной стеной. Этот город имеет романтический ореол. По легенде именно в этом городе жил влюбленный художник из песни Аллы Борисовны. Власти города стараются сохранить романтический образ города – здесь работает единственный в Грузии круглосуточный ЗАГС. Городок уютный. С крепости открывается просто шикарный вид. Из-за своего ландшафта Грузию я бы вообще назвала страной панорам.

В Сигнахи мы заказали обед в местной кафешке. А пока наш обед готовился, мы полчасика погуляли по центру города. Конечно не обошли стороной местный рынок. Портить аппетит не хотелось, но перед чурчхелой мы не устояли. До чего же она вкусная в Грузии! Нам попадалась или вкусная или очень-очень вкусная. В Сигнахи как раз был второй вид. И «откусим по маленькому кусочку» закончилось «да ну что уж тут оставлять»))) Любви к чурчхелле на российских рынках у меня нет совсем. У нас она совсем другая. Может поэтому с нами домой поехал чемодан, наполовину забитый чурчхелой для себя, родных и близких. Прекрасный кстати оказался сувенир.

Обед был чудесный, за бокалом вина мы породнились немного с нашей экскурсионной группой. И уже сплотившиеся поехали на завод Кинзмараулли.

Экскурсию по заводу очень советую. Не знаю, честно говоря, как туда попасть самостоятельно. Хоть мы и не особо любим эти ограничения по времени и месту передвижения, которые непременно бывают в групповых экскурсиях, но посещение некоторых мест с заранее организованной группой самый быстрый, дешевый и качественный вариант. На заводе нам показали весь процесс изготовления вина от получения винограда, его обработки и дальнейшей организации его брожения разными способами (традиционным и европейским). А потом была дегустация. На дегустации представители завода не скупятся. Попробовали 4-5 видов вина, мужчинам по желанию еще предлагали отведать чачи. И после дегустации уже невозможно ничего не купить в магазине от завода. Но мы и так собирались там немного потратиться. Мы остались довольны, некоторое вино мы больше нигде в Грузии не встречали, и цены хорошие.

И последней остановкой этого длинного дня стал музей-усадьба Чавчавадзе. Живописное место! Вокруг дома раскинулся огромный, как мне показалось, парк. К сожалению, пока мы ехали до усадьбы, неожиданно начался сильный дождь, и по парку прогуляться не удалось. Но зато из-за дождя за окном, усадьба внутри казалась особенно уютной. Хотелось после такого насыщенного дня расположиться в старинном кресле и под шум дождя за окном разглядывать старые фотографии людей, которые когда бы то ни было посещали эту усадьбы. Среди гостей усадьбы, кстати, было немало выдающихся людей, например, Пушкин и Грибоедов. Но расположиться в кресле, конечно, было нельзя, и мы пошли с экскурсией бродить по многочисленным комнатам и скрипучим лестницам. Усадьба с действительно интересной историей. На мой взгляд, экскурсия по ней могла бы быть гораздо интереснее. У нашего экскурсовода не было огня в глазах, и любовь к месту тоже не ощущалась. Возможно, это объяснялось тем, что мы были уже перед закрытием музея, и она просто устала. В целом все было вполне сносно и довольно интересно, но без восторга, которого в принципе можно было ожидать. В усадьбе также нам предлагали дегустацию, но пяти щедрых (не на донышке, как это часто бывает на дегустациях) бокалов на заводе Кинзмараулли нам было достаточно, и мы отказались. После усадьбы мы уставшие, но довольные уже поехали домой обратно в Тбилиси.

Еще раз на один день из Тбилиси мы ездили в Мцхету – религиозный центр Грузии. Раньше именно Мцхета была столицей Грузии. Сама Мцхета, похоже, делает вид, что знать ничего не желает о том, что столица давно изменена, до того она гордая и величественная.

Храмы и монастыри Мцхеты выглядят традиционно для Грузии – строго и естественно. Но не смотря на строгую атмосферу в храмах Грузии всегда ощущается благосклонное расположение Бога к человеку. Мы постояли на службе в храме на территории монастыря Самтавро. Не могли не посетить главный храм Мцхеты Светицховели. И поднимались на гору к монастырю Джвари. Именно отсюда открывается знаменитая панорама слияния двух главных рек Грузии – Куры и Арагви. Реки разных цветов, поэтому это просто удивительное зрелище. На гору и с горы мы ездили на такси за какие-то совсем небольшие деньги. Веселый таксист домчал нас на бешеной скорости по серпантинной дороге минут за 10, рассказав нам за это время всю свою непростую историю жизни. Сложилось впечатление, что все грузины ездят по горным дорогам с легкостью, да еще и на большой скорости, параллельно езде разговаривают по телефону и сигналят тем, кто, по их мнению, медленно плетется.

Поездка в Мцхету у нас заняла где-то полдня: туда мы приехали рано утром на маршрутке от рынка Дидубе, а обратно вернулись около трех часов тоже на маршрутке. Пока ждали маршрутку к нам подошли несколько монахинь и предложили с ними съездить к Святой Лавре Давида, у них как раз было два свободных места в машине, мы отказались, потому что у нас на дальнейшие дни уже все было распланировано. Но эта поездка тоже, уверена, была бы интересной, хотя бы из-за такой необычной кампании.

В следующей части расскажу про нашу поездку в Казбеги. Чтобы понять Грузию, нужно обязательно на пару дней съездить в горы.

Знакомство с гостеприимной солнечной Грузией. Часть 3. Батуми

Это заключительная часть моего рассказа про поездку в Грузию. Завершает наш маршрут по Грузии Батуми.

Батуми внес разнообразие в нашу поездку проливными дождями) мы были там четыре дня, два из которых нам пришлось помокнуть.

Чтобы побыть в Батуми подольше, мы с мужем заранее купили билеты на самый ранний поезд. В 5-30 утра были уже сонные на вокзале. Неладное мы заподозрили, когда не нашли нашего поезда на табло. Пошли к стойке информации, а там нам сообщили, что на такой ранний поезд купили очень мало билетов, и решено было его отменить. Отменить поезд! «Что?)))» – не укладывалось в первое время у нас в голове. Сообщить купившим билеты об отмене поезда? Неет) объявление повесить или отметку хотя бы на табло «отменен» рядом с этим поездом?) зачем?))

Вся эта ситуация нас конечно удивила, но не огорчила. За нами сохранялось право уехать по нашим билетам на следующем поезде, а следующий поезд был в 10-30, то есть через 4,5 часа после намеченного времени. Мы решили, что это знак, и нужно еще погулять по Тбилиси. Оставили вещи в камере хранения и отправились бродить по утреннему городу.

Вряд ли бы мы сами в это время вышли погулять. Поэтому я рада, что так вышло, теперь вспоминаем и смеемся. В городе только рассвело, все еще закрыто, нет суеты, и таких характерных для грузин шумных разговоров. И потом на наших глазах город начал просыпаться. Торговцы раскладывают свой товар, открываются лавки с лавашем, начинают замешивать тесто. От вокзала мы догуляли до одного из любимых наших мест в Тбилиси – сухого моста. Там тоже еще никого не было. Только один местный пес, видимо житель блошиного, рынка проснулся и поплелся за нами. Он оказался таким милахой, что мы не устояли и поделились с ним колбасой, которую брали в дорогу. После этого мы бродили по утреннему городу уже втроем. Даже в какой-то момент думали, что пес решил поехать с нами в Батуми. Обошли с псом всю территорию, где обычно располагается блошиный рынок, и когда стали уже отдаляться оттуда по новенькой отремонтированной улице, пес вспомнил, что у него дела еще на рынке и побежал обратно.

В первые дни Батуми радовал нас теплой солнечной погодой. Город необычный, у меня оставил неоднозначное впечатление. Хорошая широкая набережная. Много современных многоэтажек вдоль моря, квартиры в которых сдаются отдыхающим. Мы были уже после закрытия сезона, большинство отдыхающих уже уехало домой, поэтому город был несколько пустынным. Я не знаю, как здесь в сезон, сложилось чувство, что это не очень популярный курорт, потому что многие новостройки под отели казались полузаброшенными.

Архитектура города резко меняется, если отойти немного от набережной чуть вглубь города. В ясную погоду здесь просто необыкновенные закаты.

В городе множество интересных современных скульптур. Самая интересная, на мой взгляд, движущаяся скульптура любви. Герои данной скульптуры мусульманин Али и грузинка-христианка Нино. Очень оригинально передается идея одновременного притяжения и непреодолимого противостояния мужчины и женщины, а также разных религий и просто мировоззрений. Батуми – милый городок, чистый в туристической зоне, современный.

Но он бы не оставил у меня особых впечатлений если бы не основная его достопримечательность – Батумский ботанический сад. Ради него в Батуми стоит ехать однозначно.

Это огромная прекрасная территория, со множеством редких растений, экзотических цветов, деревьев, не свойственных в принципе для нашего материка. Он находится в 10 минутах езды на маршрутке от города. От сада у нас просто восторг.

Любимое наше растение там – мимоза стыдливая. Когда до нее дотрагивается, она стыдливо сворачивает свои лепестки. По саду можно гулять самостоятельно, а можно и ездить на специальных туристических машинках, и экскурсии здесь тоже предусмотрены. Здесь выделена отдельная территория для пикников и даже для кемпинга. Приезжать сюда можно смело на целый день. И даже за день, наверное, полностью сад не обойдешь. Если бы после обеда не хлынул ливень, мы бы точно бродили там до вечера.

Старый Тбилиси

В Батуми было много дождей, но так, как мы промокли в саду, мы еще нигде не промокали – до нитки. Хорошо, что с собой были пакеты, удалось спасти технику, хотя частично и она намокла.

Как мы практически плыли по парку в сторону выхода, теперь смешно вспомнить.

Из Батуми мы вернулись в Тбилиси. Еще денек там погуляли, купили все запланированное, и полетели домой.

Резюмируя поездку, надо сказать, что Грузия мне без сомнения понравилась. Добрые люди, вкусная еда и вино, старинные церкви, горы…что еще нужно для идеального путешествия:-) Можно сказать, что знакомство с Грузией состоялось!